03.10.2013 15:00 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Информация о деятельности Росреестра

Электронные услуги Росреестра призваны обеспечить удаленный доступ граждан к государственным услугам Росреестра на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Электронные услуги Росреестра

Электронные услуги Росреестра призваны обеспечить удаленный доступ граждан к государственным услугам Росреестра на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.

На сегодняшний день Росреестр предоставляет достаточно широкий спектр электронных услуг. В их числе: подача заявлений на государственный кадастровый учет земельных участков и объектов капитального строительства, подача заявлений об учете изменений указанных объектов, о предоставлении дополнительных документов; предоставление сведений Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, предоставление сведений на публичной кадастровой карте и т.д. Более подробно ознакомиться с перечнем электронных услуг Росреестра можно
на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) или на сайте Управления Росреестра по Алтайскому краю (to22.rosreestr.ru). Кроме того, на сайте Росреестра доступны сервисы «Предварительная запись на прием» и «Проверка статуса запроса online».

С октября прошлого года в реализацию запущен новый сервис, с помощью которого любой пользователь, не выходя из дома или офиса, может получить доступ к информации, содержащейся в Реестре прав.

Данный сервис расположен на Портале услуг Росреестра (https://rosreestr.ru) и представляет собой единый доступ к федеральному информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП. Его использование предполагает получение заявителем электронного ключа доступа, который предоставляется бесплатно. Плата взимается за предоставление сведений об объектах недвижимости и зависит
от количества интересующих пользователя объектов.

С помощью этого сервиса у пользователей — физических и юридических лиц, получивших ключ доступа, имеется возможность осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений об объектах недвижимости на всей территории России. При наличии электронной цифровой подписи, выпущенной одним из удостоверяющих центров, опубликованных на Портале, можно сформировать запрос и просмотреть сведения ограниченного доступа об объекте недвижимости.

Новый электронный ресурс позволяет также отслеживать изменения
в сведениях, содержащихся в ЕГРП, по выбранным объектам путем получения соответствующих уведомлений. При этом особо подчеркну, что в состав общедоступных сведений об объекте в обязательном порядке включаются сведения о том, кто является правообладателем объекта недвижимого имущества (ФИО). Форма предоставляемых сведений по своему содержанию аналогична форме выписки из ЕГРП об объекте недвижимости, предоставляемой в бумажном виде.

Полученную посредством доступа к информационному ресурсу информацию можно копировать, сохранять в электронном виде любым удобным способом,
а также распечатывать. При этом безусловным преимуществом получения сведений ЕГРП посредством нового сервиса является то, что, подав запрос, заявитель получает информацию практически в режиме on-line (от 10 минут) в отличие
от стандартного пятидневного срока получения информации.

Кроме того, получение информации в электронном виде обойдется заявителю значительно дешевле, чем в традиционном бумажном  варианте. Минимальная оплата для юридических лиц  составляет 500 рублей  за 100 объектов, для физических — 250 рублей за 100 объектов. Таким образом, стоимость одного запроса для организаций составит не более 5 рублей за один объект, для физических лиц -
не более 2,5 рублей. 

Количество ключей доступа, выдаваемых одному физическому или юридическому лицу, не ограничено и определяется самим пользователем
в зависимости от имеющейся потребности. Немаловажно, что срок, в течение которого можно воспользоваться ключами доступа, составляет один год со дня оплаты.

Данное нововведение особенно актуально для юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с недвижимостью, так как позволяет оперативно получить сведения ЕГРП о большом количестве объектов. Между тем, рекомендую воспользоваться им и другим субъектам правоотношений в сфере оборота недвижимого имущества, в целях предупреждения совершения сделок с объектами, обремененными правами третьих лиц, либо недобросовестными контрагентами.

 

Межведомственное взаимодействие Росреестра

С 1 октября 2011 г. Росреестр приступил к межведомственному информационному взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, а с 1 июля 2012 г. — с региональными и муниципальными органами власти. Теперь заявитель, обращающийся за государственной услугой в Росреестр, должен предоставить только «документы личного хранения» — паспорт, свидетельство
о рождении, учредительные документы юридического лица, архивные документы, судебные акты, решения, выдаваемые органами опеки и попечительства и др. Перечень таких документов содержится в ч. 6 ст. 7 Федерального закона 
от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных
и муниципальных услуг».

Остальные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении другого государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной им организации, Росреестр запрашивает самостоятельно. 

По каналам межведомственного взаимодействия Росреестром запрашиваются, в частности, выписка из ЕГРЮЛ, разрешение на строительство (на ввод
в эксплуатацию) объекта недвижимости, решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое (нежилого в жилое), выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности. Срок рассмотрения межведомственного запроса Росреестра не должен превышать 5 рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган.

Приоритетной формой межведомственного информационного обмена является электронный документооборот, для целей которого Министерством связи
и массовых коммуникаций Российской Федерации специально создана Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — информационный ресурс, содержащий базы данных всех подключенных к нему органов власти.
В настоящее время Росреестр посредством СМЭВ осуществляет проверку паспортных данных заявителей, запрашивает выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), уточняет СНИЛС граждан. В скором времени через СМЭВ станет возможным обмен документами в электронном виде с краевыми и местными органами власти, пока же находящиеся в их распоряжении документы запрашиваются на бумажных носителях.

Кроме того, Росреестром активно используются механизмы внутриведомственного взаимодействия с Кадастровой Палатой. Так, в настоящее время заявителям не требуется предоставлять кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, если сведения о таком объекте недвижимости имеются в ГКН.

 

Правовая экспертиза (оценка) представленных
на регистрацию документов

Правовая экспертиза представленных на регистрацию прав документов
в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ  
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является неотъемлемой частью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и следует за стадией приема документов.

Правовая экспертиза документов проводится государственными регистраторами в следующей последовательности:

проверка имеющихся в ЕГРП записей по данному объекту недвижимого имущества;

проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор — также и проверка законности сделки;

проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям;

проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;

принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе
в государственной регистрации.

Говоря о правовой экспертизе документов, нельзя не остановиться на таком проблемном вопросе как пределы правовой экспертизы, проводимой государственными регистраторами. Нередко можно услышать упреки в адрес Управления, касающиеся, главным образом, законности актов органов власти,
на основании которых совершаются регистрационные действия.

Хотелось бы обратить внимание, что пределы правовой экспертизы актов органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничиваются проверкой «формальной» стороны принятого акта органа власти: издан ли документ уполномоченным органом государственной власти (органом местного самоуправления) в установленном законодательством порядке, содержит ли надлежащие реквизиты (подписи и печати), уполномочено ли должностное лицо на его принятие, содержит ли описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права. Проверка соответствия закону акта публичного органа в остальной части
в компетенцию регистрирующего органа не входит.

Проверка «содержательной» стороны ненормативных правовых актов, принятых органами, осуществляющими публичные полномочия, то есть установление их соответствия законам или иным нормативным правовым актам, относится к компетенции судов, арбитражных судов. Регистрирующий орган
не вправе давать оценку актам органов власти  на предмет их соответствия закону, если данные акты были приняты в пределах их компетенции. В отсутствие вступившего
в законную силу судебного решения о признании ненормативного акта недействительным, юридическая сила таких актов не должна вызывать сомнений
у государственного регистратора, иначе это
означало бы вмешательство
в законодательно установленную сферу деятельности других уполномоченных органов.

В настоящее время в рамках реализации «дорожной карты» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастра недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» происходит уточнение содержания процедуры государственной регистрации прав, в том числе предмета правовой экспертизы документов, а также уточнение оснований для отказа и приостановления осуществления учетно-регистрационных процедур.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», который вступает в силу  с 01.10.2013, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки должна проводиться регистрирующим органом в контексте установления отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав.

 

Полнота и достоверность сведений ЕГРП и ГКН

Формирование Единого государственного реестра прав началось с начала работы регистрационной службы — с 1998 года. За более чем 10-летнюю историю
в учетную систему ведения ЕГРП по Алтайскому краю включены сведения о более полутора миллионах (1 621 066) объектов недвижимости: о 720 тысячах (729170) земельных участках и о 900 тысячах (891896) объектах капитального строительства. В учетную систему включены сведения обо всех объектах, в отношении которых
по заявлениям правообладателей осуществлялись те или иные регистрационные действия, в объеме, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним». В этом смысле Единый государственный реестр прав содержит абсолютно полные и достоверные сведения.

Государственный кадастр недвижимости формируется помимо заявлений правообладателей, также на основании документов о ранее учтенных объектах недвижимости, которые предоставлены органами государственных власти, местного самоуправления, органами технической инвентаризации. Поэтому в ГКН содержатся сведения о гораздо большем количестве объектов — около  2,3 миллионов (2 377 189) объектов: об 1 миллионе (1 074 458) земельных участков и около 1,3 миллионе (1 302 731) объектов капитального строительства.

Начиная с 2011 года,  Управление совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю проводит работу по сопоставлению, приведению
к полному соответствию описания объектов в ЕГРП и ГКН. Сверка земельных участков уже закончена. На сегодняшний день в ЕГРП хранятся сведения
о земельных участках, полностью соответствующие сведениям об этих участках
в ГКН.

Полномочиями по учету объектов капитального строительства филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю наделен с 01 сентября 2012 года. Тогда же филиалу были переданы сведения об объектах капитального строительства, ранее накопленные в органах технической инвентаризации. С 2013 года начата работа по сопоставлению объектов капитального строительства в ЕГРП и ГКН. Данную работу планируется завершить к концу текущего года. В результате проведения работ у объекта капитального строительства, зарегистрированного в ЕГРП, изменяется кадастровый номер. Информацию о новом кадастровом номере можно посмотреть на портале Управления Росреестра по Алтайскому краю altreg.ru в разделе «Изменение кадастровых номеров ОКС».

За дополнительной информацией обращаться по телефону (385-95) 4-08-88, 4-29-23

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

154