Меню
16+

Городской округ Заринск

25.08.2015 09:43 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Обеспечение доступного и качественного образования в Алтайском крае

Информационный материал для проведения единого Информационного дня Алтайского края

Образование в цифрах и фактах.

В Алтайском крае действуют более 2050 образовательных организаций, в том числе 824 дошкольных учреждения, 1161 общеобразовательная организация, 157 организаций дополнительного образования детей, 66 учреждений профессионального образования и 12 высших учебных заведений.

За прошедшие 10 лет на развитие региональной сферы образования направлено более 175,5 млрд. рублей.

С 2006 по 2015 годы в крае построено, реконструировано и отремонтировано 1043 объекта образования, в том числе, построено и реконструировано: 110 школ, из них 80 в сельской местности, 38 детских садов.

Все образовательные организации обеспечены системами автоматической пожарной сигнализации.

Доля обучающихся в современных условиях выросла более чем в 2,4 раза и составляет в настоящее время 79,5 %.

Внедрена и успешно работает единственная в Российской Федерации система управления образовательным комплексом региона, состоящая из семи образовательных округов межмуниципального уровня и 242 школьных образовательных округов.

В Алтайском крае действует 70 муниципальных органов управления образованием.

Создан и функционирует краевой портал «Информационные системы Алтайского края» (http://www.edu22.info/).

Созданы краевые корпоративные порталы:

- для руководителей муниципальных органов управления образованием;

- для руководителей профессиональных образовательных организаций;

- для педагогов-психологов образовательных организаций.

В 2006 году в Алтайском крае впервые была принята ведомственная программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006 — 2010 годы. В настоящий момент в области образования и молодёжной политики реализуются:

государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы;

краевая адресная инвестиционная программа;

государственная программа Алтайского края «Развитие образования и молодёжной политики в Алтайском крае» на 2014 — 2020 годы;

государственная программа Алтайского края «Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011 — 2015 годы;

государственная программа Алтайского края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015 — 2019 годы;

государственная программа Алтайского края «Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае» на 2011 — 2015 годы;

государственная программа Алтайского края «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012 — 2015 годы;

ведомственная целевая программа «Молодёжь Алтая» на 2014 — 2016 годы.

За три с половиной года реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05 2012 № 597, от 01.06.2012 года № 761 и от 28.12.2012 №1688 рост средней заработной платы педагогических работников составил:

в дошкольном образовании – 87,3 % (с 8508 руб. до 15940 руб.);

в общем образовании – 62,2 % (с 12093 руб. до 19612 руб.);

в дополнительном образовании – 95,5 % (с 7944 руб. до15533 руб.);

в профессиональном образовании – 95,6 % (с 10931 руб. до 21387руб.);

в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 64,7 % (с 10710 руб. до 17642 руб.).

За десять лет уровень средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций Алтайского края увеличился в 3,3 раза, преподавателей и мастеров учреждений профессионального образования в 2 раза.

Кадровый потенциал.

Растёт профессионализм педагогических кадров Алтайского края. Отмечается положительная динамика аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций. Число аттестованных педагогических работников системы общего образования увеличилось за последние три года на 6,2%.

За последние 10 лет в крае создан комплекс мер социальной поддержки педагогических работников: выделяются средства из краевого бюджета на санаторно-курортное лечение педагогических работников; осуществляются компенсационные выплаты расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам сельских образовательных организаций.

Особое внимание уделяется поддержке молодых специалистов. Ежегодно порядка 500 молодых педагогов прибывают в систему общего образования.

80 молодых учителей, приступивших к работе в сельских малокомплектных школах, филиалах школ, школах с численностью обучающихся до 200 человек, получают единовременную выплату из краевого бюджета в размере 100 и 200 тысяч рублей.

В крае активно реализуются программы, направленные на улучшение жилищных условий молодых специалистов: государственная программа Алтайского края «Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае» на 2011 — 2015 годы и государственная программа Алтайского края «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012 — 2015 годы.

В 30 муниципальных образованиях края отмечена положительная динамика значения показателя доли учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций.

В 2015 году по результатам общероссийского исследования эффективных моделей адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов, организованного Министерством образования и науки Российской Федерации, Алтайский край отмечен как регион, в котором созданы наиболее эффективные условия для осуществления молодыми педагогами профессиональной деятельности.

В 2015 году отмечен рост числа абитуриентов, поступающих в организации высшего педагогического образования по договорам о целевом обучении. В 2015 году в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» по договорам о целевом обучении было зачислено 248 человек, в 2014 году – 128 человек.

Особое внимание в крае уделяется созданию благоприятных условий для развития и реализации профессиональных возможностей педагогов. Развивается конкурсная поддержка лучших педагогических работников при участии институтов гражданского общества.

С 2006 года в крае в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется выплата денежных премий лучшим учителям в размере 200 тыс. рублей.

60 лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, победивших в конкурсе, поощряются денежной премией в размере 50 тыс. рублей из средств краевого бюджета.

Алтайский край первый и единственный российский регион, в котором поощряются сельские учителя — просветители. За время проведения конкурса 80 педагогов, удостоенных премии Губернатора Алтайского края имени    С.П. Титова, получили поощрение в размере 125 тысяч рублей.

Регулярно проводится конкурс «Учитель года Алтая». В 2015 году проведён юбилейный 25-й конкурс.

В рамках реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности бюджетных учреждений система образования переходит на заключение «эффективного контракта» с руководителями и работниками образовательных организаций. С момента внедрения «эффективного контракта» за два с половиной года, доля педагогических работников образовательных организаций Алтайского края, с которыми заключен «эффективный контракт» составила от 64 % в учреждениях профессионального образования до 90% в учреждениях дополнительного образования.

Информатизация образования.

На сегодняшний день все образовательные организации в Алтайском крае имеют официальные сайты, в 2005 году – только 14 образовательных организаций.

В 2005 году 2% общеобразовательных организаций были подключены к сети Интернет, в 2015 году доступом к ресурсам сети интернет обеспечены 100% организаций.

В период с 2006 по 2014 годы:

количество учащихся на 1 компьютер снизилось с 38 до 9,5;

среднее количество мультимедийных проекторов в школе увеличилось до 9, интерактивных досок до 3;

85% общеобразовательных организаций осуществляют деятельность с использованием автоматизированной информационной системы «Сетевой край. Образование» (http://netschool.edu22.info) в рамках которой внедрены электронные журналы.

КГБУО «Алтайский краевой информационно-аналитический центр» осуществляет централизованную контентную фильтрацию, обеспечивающую защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также от информации, распространение которой запрещено Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для образовательных организаций Алтайского края.

Развитие дошкольного образования в Алтайском крае.

Реализуя указы Президента Российской Федерации, Алтайский край вошёл в число регионов наиболее успешно решающих проблему дошкольного образования.

До 2005 года уровень охвата дошкольным образованием в крае не превышал 46,7% от численности детей соответствующего возраста, за прошедшие 10 лет охват детей дошкольными образовательными учреждениями вырос до 88%, в том числе детей от 3 до 7 лет – 95,6%. Услугами дошкольного образования охвачено около 120 тыс. детей, в том числе с учётом негосударственного сектора.

По охвату детей услугами дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет Алтайский край занимает второе место в Сибирском Федеральном округе (95,5%), что выше показателя по Российской Федерации (95%).

Опыт работы Алтайского края по модернизации системы дошкольного образования включен в число лучших практик субъектов Российской Федерации. Высокую оценку получил рациональный подход при расходовании бюджетных средств, направляемых на строительство детских садов. В крае достигнуты наибольшие эффекты при наименьших затратах.

В настоящее время в 67 (95,7%) муниципалитетах края проблема доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет уже решена. Данные территории предоставляют место ребёнку в дошкольном учреждении на условиях полного дня в момент подачи родителями (законными представителями) заявления.

Начиная с 2013 года, Алтайский край активно принимает участие в реализации мероприятий федерального проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования.

В крае уделяется внимание развитию негосударственных форм дошкольного образования, создаются надлежащие условия по привлечению частного бизнеса в эту сферу. В настоящее время работают в данном направлении 93 предпринимателя. Особенно популярен данный вид услуг среди родителей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, так как 88% детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местом в дошкольном образовательном учреждении.

В целях обеспечения открытости процесса комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и профилактики коррупционных правонарушений по направлению «приём в дошкольные образовательные организации» с марта 2014 года в крае функционирует автоматизированная информационная система «Е-услуги. Образование». Система обеспечивает прозрачность постановки на учёт детей дошкольного возраста и зачисление их в муниципальные дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Работа по обеспечению детей услугами дошкольного образования будет закончена к январю 2016 года.

Развитие общего и дополнительного образования.

Каждый год наши педагоги и ученики демонстрируют высокие достижения на всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. Школы Алтайского края входят в ТОП лучших школ России, среди них три сельские школы (МКОУ  «Залесовская средняя общеобразовательная школа № 1» Залесовского района, МБОУ «Шипуновская средняя общеобразовательная школа им. А.В. Луначарского» Шипуновского района и МБОУ «Саввушинская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района), что особенно важно в нашем сельском регионе. В число лучших школ России, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников, во второй раз вошли КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края», МБОУ «Гимназия № 42» и МБОУ Лицей № 124 города Барнаула.

За последние четыре года увеличилось число школьников. Так в 2011 году было 235839 школьников, в 2014 году – 241646.

В Алтайском крае созданы все условия для обучения детей в начальной школе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) начального общего образования. Проведенный мониторинг реализации ФГОС в начальной школе показал, что родители удовлетворены:

работой учителя начальных классов — 98,6%;

современными условиями в учебных кабинетах начальных классов (мебель, компьютерная техника и оборудование) — 89,1%;

качеством внеурочной деятельности — 85,8%.

В настоящий момент отмечается готовность к переходу на работу по ФГОС общего образования. С 1 сентября 2015 — 2016 учебного года всех школ края начнут учиться по новым стандартам все пятиклассники. В тоже время продолжат осваивать новый стандарт около 7 тысяч обучающихся 6 и 7 классов 110 пилотных общеобразовательных организаций края.

Для этого в школах края созданы необходимые кадровые, методические и материально-технические условия. Для оснащения кабинетов предметных циклов общеобразовательных организаций приобретены комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы, совмещенного кабинета естествознания, ОБЖ, кулинарии и швейного дела, технического труда. Доля школьников, обеспеченных полным комплектом учебного и лабораторного оборудования достигла 68,7%. 100 % педагогов и руководителей прошли повышение квалификации по ФГОС. Организована работа сети пилотных школ по распространению опыта перехода на работу по ФГОС для всех школ края.

Активно развивается сетевое взаимодействие образовательных организаций, как эффективный механизм развития условий получения качественного общего образования.

Совместная реализация образовательных программ позволила активизировать развитие профильного обучения, обеспечивающего индивидуализацию обучения и социализацию выпускников школ. Охват профильным обучением старшеклассников вырос до 59,14% в 2014 — 2015 учебном году (в 2013 — 2014 учебном году составлял 53,7%), в том числе в сельских школах до 38% (в 2013 — 2014 учебном году – 30,9%).

Увеличилось число школ, использующих дистанционные образовательные технологии, в том числе в сотрудничестве с другими образовательными учреждениями при реализации образовательных программ в сетевой форме. С 2011 года с 3% до 25% возросло использование дистанционного обучения на базе общеобразовательных организаций.

Улучшились результаты ЕГЭ в сравнении с 2014 годом по восьми предметам: русскому языку (с 62,63 до 65,18), литературе (с 57,47 до 59,81), физике (с 42,48 до 48,43), химии (с 52,44 до 53,55), обществознанию (с 51,15 до 53,98), истории (с 46,56 до 46,71), английскому с (54,57 до 60,44) и немецкому (с 41,19 до 45,15) языкам.

Увеличилось количество 100-балльных работ с 44 в 2014 году до 54 (53 чел.) в 2015 году.

Более высокий результат, чем в целом по Российской Федерации, показали участники ЕГЭ в Алтайском крае в 2015 году по математике (базовый уровень), географии, литературе, на уровне Российской Федерации – по русскому языку и истории.

Успешной социализации детей, развитию творческих талантов и спортивных способностей служит система дополнительного образования. Сеть учреждений дополнительного образования включает 157 организаций, 97 из них расположены в сельской местности. Наибольшую популярность у детей и родителей имеют услуги по реализации дополнительных программ художественного и спортивного направления. Всего дополнительными общеобразовательными программами в Алтайском крае занято 62% детей в возрасте от 5 до 18 лет от общего числа детей этого возраста. Лидеры среди муниципалитетов являются: ЗАТО «Сибирский», Целинный и Краснощёковский районы.

Система дополнительного образования отличается высокой результативностью. Так в конкурсах по различным направлениям дополнительного образования в 2014 году победителями и лауреатами стали: 327 человек в мероприятиях российского уровня (307 человека – в 2013 году), 258 человек – в международных (240 человек – в 2013 году). Кроме того 28 детских коллективов получили дипломы победителей и лауреатов на российских и международных конкурсах.

В 2015 году наиболее значимый результат на российском и международном уровне получен школьниками и молодёжью Алтайского края на XIV молодёжных Дельфийских играх России и X молодёжных Дельфийских играх государств — стран участников СНГ. Игры состоялись с 1 по 6 мая 2015 года в г. Орле. По итогам мероприятий атлайские школьники и молодёжь завоевали одну золотую, две серебряные и одну бронзовую медали, а также два специальных диплома.

В крае ведётся системная целенаправленная работа по внедрению и развитию современных воспитательных технологий, межведомственному взаимодействию и сотрудничеству с родительской общественностью, что имеет высокую оценку на федеральном уровне.

Так, в 2015 году Алтайский край вошёл в число пилотных регионов по внедрению Агентством стратегических инициатив новой модели системы дополнительного образования детей. Стратегическая инициатива позволит качественно изменить ситуацию с ранней профессионализацией детей и молодёжи, внедрить образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня».

Кроме того, Алтайский край выбран в качестве одной из площадок для проведения Всероссийского родительского собрания, которое проведёт 28 августа 2015 года Д.В. Ливанов, Министр образования и науки Российской Федерации.

В школах Алтайского края ведётся комплексная работа по созданию образовательной среды, направленной на формирование осознанного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих. С этой целью проводится краевой конкурс «Школа здоровья Алтайского края». Данный статус имеют 34 образовательных организаций края.

Начиная с 2008 года, в Алтайском крае полностью модернизировано школьное питание, в том числе установлено современное технологическое оборудование во всех школах. В результате охват питанием вырос с 88% до 98%, а 24% обучающихся получают двухразовое питание.

Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В крае реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение доступным образованием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В течение трёх лет в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы обеспечены условия для обучения детей-инвалидов в условиях массовой школы в 56 общеобразовательных организациях. Ещё в 165 школах в настоящий момент идёт работа по созданию универсальной безбарьерной среды. В итоге в 20% школ Алтайского края будет создана доступная среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В дистанционной форме получают образование около 200 детей-инвалидов.

Тема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуализируется в связи с принятием ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые будут внедряться с 1 сентября 2016 года.

Для комплексного подхода к решению задач внедрения новых стандартов привлечены все заинтересованные лица, что позволит качественно и в полном объёме провести мероприятия подготовительного этапа введения стандарта.

Развитие среднего профессионального образования.

За последние 10 лет все профессиональные образовательные организации, часть из которых финансировалась из федерального бюджета, переданы на краевой бюджет. Несмотря на возросшую нагрузку на краевой бюджет, развитие профессионального образования в крае получило новый импульс.

Система среднего профессионального образования включает в себя 66 профессиональных образовательных организаций, реализующих подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (в том числе 51 организация подведомственна Главному управлению образования и молодёжной политики Алтайского края, 3 организации – негосударственные), из них 23 учреждения находятся в сельской местности. Ведётся обучение по 48 профессиям рабочих и служащих и по 75 специальностям подготовки специалистов среднего звена.

За последние 10 лет на базе профессиональных образовательных организаций создано: 6 ресурсных центров, 3 многофункциональных центра прикладных квалификаций по востребованным в экономике Алтайского края направлениям: «строительство», «обработка материалов», «сервис, услуги и общественное питание».

О повышении престижности профессионального образования свидетельствует увеличение конкурса при поступлении до 7 человек на место на отдельные специальности.

Создаются крупные инновационные образовательные учреждения. Два учреждения имеют международный статус – Алтайская академия гостеприимства и Международный колледж сыроделия. Здесь студенты получают образование мирового уровня: осваивают основы профессии и изучают иностранные языки по новым технологиям, направляются на  зарубежные  стажировки.

Высокий уровень подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях Алтайского края подтверждён в 2015 году призовыми местами на Международном чемпионате рабочих профессий WorldSKills: 2 место в компетенции «ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (Алтайский государственный колледж), 3 место в компетенции «кондитерское дело» (Алтайская академия гостеприимства).

С целью подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в рамках внедрения ФГОС и развития дуального подхода при реализации рабочих учебных программ, в части организации обучения созданы учебные полигоны на крупных предприятиях г. Заринска: ОАО «Алтай-Кокс», ООО «Металлург-Цемремонт», ООО «Заринская Горэлектросеть», ООО «Холод» и др.

В крае продолжается работа по созданию условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, на реализацию которых в 2015 году предусмотрено почти 13 млн. рублей из средств краевого и федерального бюджетов. Увеличился набор по профессиям для лиц с ограниченными возможностями на 40 мест.

120 обучающимся профессиональных образовательных учреждений выплачиваются именные стипендии Губернатора Алтайского края.

Система высшего образования Алтайского края.

Система высшего образования представлена в Алтайском крае 12 образовательными организациями высшего образования (8 – государственных вузов, 4 — негосударственных), а также филиалами высших учебных заведений.

Образовательными организациями высшего образования реализуется 96 направлений подготовки бакалавров, 18 – специалистов, 85 – магистрантов.

С 2012 года на 26% увеличилось количество направлений подготовки магистрантов (в 2012 — 2013 учебном году велась подготовка по 63 направлениям подготовки).

Растёт трудоустройство выпускников вузов, в 2014 году трудоустроено 97,9 % выпускников вузов края, в 2012 году – не более 95%.

Повышается качество образования в образовательных организаций высшего образования.

ФГБОУ ВО «Алтайская государственная педагогическая академия» восстановлен статус университета (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014).

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации      В.В. Путина (№ Пр-221 от 30 января 2014 г.) на базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (далее – «АлтГТУ им. И.И. Ползунова») созданы образовательные структуры, ведущие подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Вузы Алтайского края стабильно входят в число лучших вузов Российской Федерации и Сибирского федерального округа. Так, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» вошёл в число 200 лучших вузов стран БРИКС по версии общепризнанного всемирного рейтинга QS.

Вузы Алтайского края продолжают активно развивать международное сотрудничество. В 2014 — 2015 учебном году в вузах края обучалось 1963 иностранных студента (на аналогичный период 2012 года – 1015 студентов).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28