Меню
0+

Городской округ Заринск

14.01.2021 08:19 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Банки и ФНС обменяются тайнами

Минфин подготовил поправки в законодательство для расширения обмена данными налогоплательщиков.

Доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, к.э.н. Ирина Куликова рассказывает о законопроектах, которые дадут возможность ФНС РФ и Банку России обмениваться данными, составляющими налоговую и банковскую тайны.

Ведомства расширяют информационный обмен

Минфин подготовил поправки в законодательство для расширения обмена данными налогоплательщиков между ЦБ РФ и ФНС России, то есть налоговые органы смогут получать сведения об операциях по счетам банков их клиентов не только по запросу как в настоящее время, но и в рамках регулярного информационного обмена. У Банка России появится возможность получать от ФНС данные, составляющие налоговую тайну. Подобный обмен направлен на облегчение процесса аккумулирования информации обо всех денежных потоках в Российской Федерации и обеспечение контроля доходов и расходов налогоплательщиков со стороны налоговых органов. Однако по утверждению ФНС, речь вовсе не идет об отмене банковской и налоговой тайны, и по-прежнему к выпискам по операциям на счетах граждан непосредственного доступа у представителей налоговых органов не будет. Указанные изменения будут реализованы в рамках ранее анонсированных планов работы ФНС «с большими данными» и обеспечат более прозрачные отношения государства и налогоплательщиков.

Агрессивные «уклонисты» не скроются

Планируется, что ЦБ будет передавать налоговым органам сведения, являющиеся банковской тайной, а ФНС в свою очередь, предоставит Банку России информацию, охраняемую законодательством. В пояснительной записке к документу указано, что подобные нововведения необходимы, поскольку недобросовестные налогоплательщики все активнее применяют политику агрессивного налогового планирования и используют более сложные схемы уклонения от налогообложения, характеризующиеся высокой скрытностью.

Такой обмен тайнами между ведомствами направлен на повышение результативности деятельности налоговых органов в части выявления различных схем по минимизации налогообложения. Банк России, обладая информацией о доходах и расходах налогоплательщиков (юридических лиц и ИП), о сомнительных операциях, об имуществе, объектах налогообложения и задолженности перед бюджетом клиентов кредитных учреждений, страховщиков, сможет более эффективно выполнять функции регулятора.

Сегодня кредитные организации передают налоговым органам в автоматическом режиме только сведения об открытии (закрытии) счетов, изменении реквизитов в сфере валютного контроля, а вот данные по счетам они могут получать только по соответствующему запросу. Сведения об операциях налогоплательщиков это гигантские массивы информации и именно поэтому до сегодняшнего времени существовала система запросов со стороны налоговых органов. В настоящее время появилась техническая возможность, избегая запросов автоматически получать все сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам налогоплательщиков. Физическим лицам также необходимо иметь ввиду будущие изменения в законодательстве, поскольку, располагая информацией о поступлениях на счет, ФНС сможет в автоматическом режиме отслеживать денежные средства, перечисляемые физическим лицам без законных оснований, например, доходы от мелкого нелегального бизнеса, «серую» заработную плату и облагать эти поступления налогами.

Добросовестным бояться нечего

Следует отметить, что информационный обмен между ЦБ и ФНС регулируется межведомственным соглашением, и в случае вступления законопроектов в силу его объемы существенно увеличатся и банкам придется раскрывать практически всю доступную информацию о клиентах.

Вопросы расширения информационного обмена между ведомствами затронуты в документе Минфина «Основные направления налоговой политики на 2021-2023 годы». С позиции Минфина такие меры будут способствовать обелению экономики и не затронут интересы добросовестных налогоплательщиков за счет использования риск-ориентированного подхода при их отборе для налогового контроля. Кроме того, доступ к сведениям, являющимся налоговой тайной, получит лишь ограниченный круг сотрудников, обмен будет происходить с использованием защищенных каналов связи, а за разглашение любой информации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В ФНС подчеркивают, что все получаемые налоговыми органами сведения о налогоплательщиках в соответствии с Налоговым кодексом РФ имеют статус налоговой тайны и особый режим хранения и доступа. Нововведения позволят серьезно снизить количество запросов со стороны налоговых органов в банки относительно информации об операциях по счетам налогоплательщиков, что существенно сократит трудовые и материальные затраты, повысит эффективность риск-ориентированного подхода при проведении контрольных мероприятий и сведет к минимуму вероятность получения ущерба от действий недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные способы уклонения от уплаты налогов.

Прозрачные отношения

Благодаря поправкам в законодательство ФНС будет получать сведения об операциях по счетам банков в территориальных учреждениях ЦБ РФ, об операциях по счетам клиентов банков, отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, предусмотренную нормативными актами регулятора. В свою очередь, ЦБ РФ будет располагать следующими данными: бухгалтерской и налоговой отчетностью, о доходах организаций и ИП, информацией о сомнительных операциях, об имуществе юридических и физических лиц, об объектах налогообложения и суммах уплаченных налогов и сборов, о задолженности перед бюджетом. Эта информация касается непосредственно клиентов кредитных учреждений, учредителей (участников), аффилированных лиц банков и нефинансовых организаций, эмитентов ценных бумаг, поручителей, гарантов. При проведении анализа этих сведений у ЦБ РФ появится возможность более эффективно оценивать достоверность данных, которые предоставляют поднадзорные и на этом основании уточнять свои инструкции – критерии сомнительности для внесения банковских клиентов в черные списки.

13